Головна » Статті » Всі статті

Проблемы этнокультурного компонента в отечественной образовательной системе(1)

Обосновывается роль этнокультурного компонента в современной образовательной системе Республики Беларусь. Предметом анализа являются современные психолого-педагогические подходы к изучению этнического многообразия нашей страны, взаимоотношение образования и этничности людей. Рассматриваются задачи и цели образовательных технологий в аспекте сохранения и воспроизводства этнокультурных ценностей, гармонизации и комплиментарности межэтнических отношений. Ключевые слова: личность, этничность, культура, этнокультурный компонент, этнопсихологические знания, этническая идентичность, поликультурность, мультикультурализм, этнофункциональный психологический подход.

Десятилетия политических и социально-экономических реформ в сфере образования оказались радикальными. Однако в стратегии ее развития не получила должного внимания проблема многопланового учета «этнического измерения» белорусского социума. В новой образовательной политике не нашла отражения идея поликультурности и поликонфесиональности социального пространства. К тому же вместо возрождения «национальных» школ количество учащихся в них всего 23,3 % от общего числа учащихся в Республике Беларусь. В то же время все более настойчиво утверждается мысль о необходимости внедрения в систему общего, среднего и высшего образования этнологического (и в частности, этнопсихологического) знания, о стратегической важности повышения этнокультурологической компетентности населения республики, целесообразности разработки программ, курсов и других учебных материалов, способствующих воспитанию культуры межэтнического общения, ознакомлению людей, и прежде всего детей и молодежи, с традиционными и психологическими особенностями своего и других этносов.

Именно в детском возрасте человек, как правило, получает представления об этнически кодируемых различиях людей, чему способствует не только личный опыт социальных отношений, но и целенаправленные усилия педагогов и психологов. Учебные программы (школьные, вузовские) должны актуализировать этнокультурные различия, делая их предметом изучения. Этот процесс должен происходить на уровне содержания самих изучаемых предметов, на уровне учебных планов и других методических материалов.

Различные манипуляции с образовательной системой отнюдь не безобидны и имеют конкретные последствия. Конечно же, это относится и к этнокультурным компонентам воспитания подрастающего поколения, поскольку образование является одним из наиболее действенных инструментов социального конструирования идентичности и, в частности, этнической идентичности личности. Система образования должна использовать уникальную возможность для более целесообразного выстраивания жизненных ориентиров человека. К тому же образовательная среда сама по себе является поликультурным пространством. Она генерирует все проблемы общества взрослых людей, а содержательные идеи и ценности, которые закладываются в образовательные стандарты, служат тем стержнем, вокруг которого аккумулируется система развития общественного (в том числе и этнического) самосознания. Вот почему анализ этнокультурных аспектов модернизации отечественной системы образования (на всех уровнях) не должен оставаться вне сферы внимания научного сообщества.

Категорія: Всі статті | Додав: geoH (06/Бер/16)
Переглядів: 127 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]